заюзываем шпиндельный двигатель CDROM

Тема в разделе 'Другие интересные разработки', создана пользователем Случайность, 10 июл 2009.

  1. Случайность

    Случайность Пользователь

    Данное литературно техническое творчество сподвигло написать меня попадание в мои руки аж 42 CDROM и я вспомнил как когда то крутил в них движки.

    Оптический привод, всегда был желанной добычей лазеростроителя, Причем степень желанности зависит от его быстроты, А вот приводы типа CDR И зачастую CDRW отправляются в помойку. Но опять же насколько хорошо используется привод? Обычно сам ЛД, линза, несколько резисторов и конденсаторов, Кто то использует еще и двигатели трея. Все остальное или пылится в ящике или в помойку. А вот шпиндельному двигателю внимания вообще не оказывается, Это собственно тот двигатель который крутит диск.

    По своему принципу это бесколлекторный двигатель постоянного тока, положение ротора в котором отслеживается тремя датчиками Холла, и управляется он при помощи специальной микросхемы драйвера.
    [attachment=9:3irdiivg]image001.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Многие увидев 11 проводов в виде плоского шлейфа выходящего из двигателя пугаются, и считают что его запустить очень сложно, то есть практического применения НЕТ! Я сейчас попробую опровергнуть это мнение. Так как все реально просто
    [attachment=8:3irdiivg]image002.jpg[/attachment:3irdiivg]


    Разборка привода

    Порывшись в куче свежепринесенных приводов CD-R я нашел десяток 50х Acer
    С ними как раз и буду проводить свой эксперимент.
    [attachment=7:3irdiivg]image003.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Привод разбирается с морды, для этого нажимаем на защелки с одной и другой стороны привода
    [attachment=6:3irdiivg]image005.jpg[/attachment:3irdiivg]

    После этого снимаем морду
    После этого можно открутить 4 винта на брюхе привода
    [attachment=5:3irdiivg]image006.jpg[/attachment:3irdiivg]

    После снятия крышки видим плату привода, которая состоит из двух плат соединенных между собой перемычками
    [attachment=4:3irdiivg]image008.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Правая часть платы, содержит всю логику управления приводом, левая часть усилитель наушников, кнопки управления и микросхему управления двигателем шпинделя.
    Чтоб вынуть плату и ничего не повредить, Надо снять выдернуть из гнезд шлейфы двигателя, (белый) и каретки (оранжевый)
    После этого поднять плату и вытащить провода двигателей и концевиков, лотка и головы
    [attachment=3:3irdiivg]image009.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Откладываем плату в сторону, Она нам еще пригодится
    [attachment=2:3irdiivg]image011.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Вынимаем каретку и переворачиваем ее, для снятия двигателя откручиваем три винта,
    При этом снимается только статор, ротор двигателя вытаскивается в другую сторону, После этого собираем двигатель обратно

    Ну теперь будет запускать двигло

    В данном приводе используется микросхема BA6665FM производства ROHM

    Собственно это драйвер трехфазного шпиндельного двигателя который позволяет осуществлять реверс двигателя. Так же содержит встроенную защиту от перегрева.

    После ковыряния мануала и изучения схемы, задача оказалась очень примитивна
    [attachment=1:3irdiivg]image013.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Внесенные изменения нарисованы красным
    Сама микросхема должна работать от двух источников питания, +5В это питание самой микросхемы. +12 вольт это питание выходных ключей драйвера. Так как по питанию двигателя ИС может работать от 3 вольт, то было принято решение объеденить все выводы питания, что было и сделано,
    Вывод 23 ИС отвечает за пуск двигателя, при подаче положительного потенциала двигатель запускается, при снятии потенциала двигатель останавливается,

    Оффтоп
    В более продвинутых драйверах есть вывод тормоза, при подаче на который +5В двигатель встает колом, Причем этот сигнал имеет преимущество перед всеми остальными. В ИС BA6665FM такой функции нет.

    Вывод 24 ИС отвечает за реверс двигателя. При подаче на него +5В двигатель вращается в противоположную сторону, При снятии +5В или замыкании на землю, двигатель вращается снова по умолчанию, т.е. по часовой стрелке. Резистор сопротивлением 1КОМ добавил для однозначности управления и чтоб не наводились наводки в случае длинного проводника. Это уже привычка взятая и цифровых схем чтоб не оставлять ног висящих в воздухе.
    Собственно все ясно теперь приступим к работе,

    Режем перемычки и разделяем плату привода на две части,, плату процессора пока откладываем в сторону, так как сейчас будем работать с платой драйвера.
    [attachment=0:3irdiivg]image015.jpg[/attachment:3irdiivg]

    Выпаиваем все элементы которые обведены красным. Ну можно не выпаивать если не мешают. Я все же решил от них избавиться.
     

    Вложения:

    • image001.jpg
      image001.jpg
      Размер файла:
      33,5 КБ
      Просмотров:
      6.757
    • image002.jpg
      image002.jpg
      Размер файла:
      39,3 КБ
      Просмотров:
      6.593
    • image003.jpg
      image003.jpg
      Размер файла:
      11,9 КБ
      Просмотров:
      6.417
    • image005.jpg
      image005.jpg
      Размер файла:
      5,2 КБ
      Просмотров:
      6.157
    • image006.jpg
      image006.jpg
      Размер файла:
      9,2 КБ
      Просмотров:
      6.121
    • image008.jpg
      image008.jpg
      Размер файла:
      36,7 КБ
      Просмотров:
      6.777
    • image009.jpg
      image009.jpg
      Размер файла:
      33,8 КБ
      Просмотров:
      6.531
    • image011.jpg
      image011.jpg
      Размер файла:
      37,8 КБ
      Просмотров:
      6.714
    • image013.jpg
      image013.jpg
      Размер файла:
      51,6 КБ
      Просмотров:
      8.336
    • image015.jpg
      image015.jpg
      Размер файла:
      70,5 КБ
      Просмотров:
      8.419
  2. Случайность

    Случайность Пользователь

    [attachment=3:l6yua75t]image016.jpg[/attachment:l6yua75t]

    Вот отметил что куда подключать, для того чтоб задействовать вывод реверса, его надо отсоединить от земли, для этого перерезаем дорожку, и впаиваем в место разрыва резистор сопротивлением 1КОМ. Его берем с платы процессора,

    Можно опробовать схему, для этого просто подать питание и вставить шлейф двигателя в разъем. Но ведь все должно быть красиво и функционально. Для управления задействуем оставленные кнопки на плате, и заодно светодиод. Для этого нужно бросить несколько перемычек, перерезать дорожку в двух местах и впаять резистор в цепь питания светодиода, Резистор в 1 Ком взял с процессорной платы, их там было как раз два.
    [attachment=2:l6yua75t]image017.jpg[/attachment:l6yua75t]

    Чтоб получить некую готовую конструкцию, я просверлил в плате три отверстия и с помощью винтов закрепил двигатель, думаю получилось неплохо
    [attachment=1:l6yua75t]image018.jpg[/attachment:l6yua75t]

    Последующая проверка после окончательной сборки показала полную работоспособноть данного решения. Практическое применение данного девайса я не представляю, но может быть кому-нибудь будет это интересно и может найдется применение.

    Пока регулировкой оборотов двигателя не занимался, для этого надо дальше читать мануал и проводить эксперименты,

    Жду предложений и пожеланий, а так же новых идей по этому проекту

    [attachment=0:l6yua75t]ba6665fm.pdf[/attachment:l6yua75t]
     

    Вложения:

    • image016.jpg
      image016.jpg
      Размер файла:
      27,3 КБ
      Просмотров:
      4.803
    • image017.jpg
      image017.jpg
      Размер файла:
      88,7 КБ
      Просмотров:
      4.341
    • image018.jpg
      image018.jpg
      Размер файла:
      49 КБ
      Просмотров:
      4.213
    • ba6665fm.pdf
      Размер файла:
      69,7 КБ
      Просмотров:
      1.124
  3. DRACON

    DRACON Новичок

    Проблема подключения данного движка меня волновала довольно давно, потому как обороты он может давать очень неплохие. Эта тема мне интересна однако есть проблема. В разных приводах разные схемы и разводка поэтому подкючить по этому руководству движок от привода другой можели может оказатся не реальнно.
     
  4. Случайность

    Случайность Пользователь

    знаю что разные, опробую еще раз проверить одну методику, и тогда напишу в чем суть, пока попадались два типа драйверов, одни сразу юзал, вторые сопротивляются


    самая простая методика, это подать питание на плату, и проводом от +5В пройтись по ногам микросхемы, не по всем естесвенно, а те которые кажутся подозрительными., я так на некоторые узнавал разводку не имея даташитов на руках.

    потом выдираю проц и снова по ногам прохожусь, если все работает значит все правильно и можно юзать
     
  5. luxor

    luxor Модератор Staff Member

    Афигеть у на на авиамоделке есть пара таких плат :p вобщем в теме про линейный стабильник на шарпе есть фота всех плат которые есть у меня в запасе
    Кстати эту мкруху я видел довольно много раз во многих старых сидишниках :?
     
  6. EVIL_USER

    EVIL_USER Модератор Staff Member

    В современных все движки одной микрухой управляются.
    Давно хотел подключить, только производитель мудак, нормальной распиновки в даташите нет.
     

    Вложения:

    • bd7956fs.pdf
      Размер файла:
      251,7 КБ
      Просмотров:
      2.370
  7. Случайность

    Случайность Пользователь

    благодарю за дадашит, попробую поисктьэту микруху и ее заюзать, в принципе все так как я и предполагал,
     
  8. luxor

    luxor Модератор Staff Member

    народ откопал две микрухи ka3011bd и ka3012d причём на одной плате :confused: вобщем 3011 оказалась подходящей обвески минимум , вот только на сколько надо R1 и R2 а так в схеме все номиналы (а их ппц как мало) есть
    http://s61.radikal.ru/i173/0907/d4/d6c30044e3e1.jpg
     

    Вложения:

    • .JPG
      .JPG
      Размер файла:
      28,5 КБ
      Просмотров:
      6.513
  9. 4eef

    4eef Пользователь

    к стати ога, идея хороша))) но мы лёгких путей не ищем - нужна надёжность и мощность!
    http://www.jetcontrol.de/Bastelstube/1n1p.html
    уже купил фсе деталюшки, нада спаять и программировать мегу)) токи эта цхэма может отдавать большие, по моему до 15А... с небольшими изменениями)) все решается заменой транзюков и стабилизатора))
     
  10. Случайность

    Случайность Пользователь

    2 luxor

    на моей плате резисторы R1 и R2 по 220 ом

    так я шунтировал их по очереди перемычкой, на работоспособности не сказывалось


    ИС ka3012d скорее всего это драйвер управления колекторными двигателся постоянного тока, один на привод лотка второй на привод каретки, так что нас эта ИС вообще не интресует

    причем смотрю твоя микруха ну очень напоминает мою, так что можешь попробовать ее юзануть,

    кстати у меня есть лишняя плата с BA6665FM так что могу поделится, если надо для экспериментов
     
  11. 4eef

    4eef Пользователь

    почем продашь?
     
  12. Случайность

    Случайность Пользователь

    так ведь написано не продается а отдается,

    кому очень надо отдам так, если требуется переслать то за пересылку кинуть деньгу на мобильник и все
     
  13. 4eef

    4eef Пользователь

    В Харьков отправишь?))) взял бы для эксперементов))
     
  14. Случайность

    Случайность Пользователь

    2 4eef
    :arrow: отписался в личку, С тебя адрес и монета за пересылку на мобильник, и все

    2 ALL

    есть еще пару плат с микросхемой BA6665FM Для тех кому надо отдаются ДАРОМ, :oops:
    писать в личку, чтоб не разводить лишний оффтоп
     
  15. luxor

    luxor Модератор Staff Member

    4eef таки твоя схемка ну прям ппц похожа на реги для авиамоделей , как приеду зафотаю и выложу своего погорельца он таки тоже на атмеге 8 только заводской
    З.Ы. был на моделке значит есть микрухи(как у случайности) вкол-ве 5-10 шт ,приеду 24-27 отпишусь кому надо отправлю условия как и у сл-проджэкта с вас пересылка с меня микра ;)
     
  16. INFERION

    INFERION Пользователь

    Давно хотел заюзать эти моторы, но не разобрался с подключением датчиков Холла. Обычно они идут с уже встроеными усилителями и т.п., а тут тупо кристалы... Теперь хоть имею представление о структуре схемы этих контроллеров. Получается такой контроллер можно собрать на 3-х компараторах (или ОУ) и 6-ти мощных ключах. Просто моторы довольно мощные. С них и маршевые движки на авиамоделях делают. Тягу до 300г дают (если переделать)...
     
  17. EVIL_USER

    EVIL_USER Модератор Staff Member

    В авиамоделях, я так понял, датчики не используются? Просто тупо гонят импульсы с контроллера, а чтобы движок успевал, просто разгоняют плавно?
     
  18. INFERION

    INFERION Пользователь

    Нет. Там система гораздо сложнее системы в приводе. Там контроллер снимает напряжение с обмоток в тот момент, когда они отключены (в трёхфазном питании прямоугольными импульсами есть такие моменты) и получает таким образом информацию о положении вала. Вместо датчиков используются обмотки движка. Но тут с запуском проблемы. На малых оборотах ЭДС наводится слишком слабая в них. Поэтому раскручивается мотор по заранее заданным параметрам, как ты и написал.
    В винчестерах точно такая же система.
     
  19. 4eef

    4eef Пользователь

    мне от той схемы надо будет запитать хардовское двигло)) там под него у токаря заказать кожух и сделать помпу. для сво. по идее моторчик должен потянуть, не потянет - сделаем так, чтобы потянул))
     
  20. Случайность

    Случайность Пользователь

    кстати дав все правильно в хардовском двигле обмотки используются как датчики, я об этом чтал в даташите на какую то микруху, но чаще всего запустить двигло от родной микрухи анрил, так как управление все идет с проца,

    Был однажды прикол, как то разбирал древний ибмовский винт, и зупускал его подавая питание на разъем, так вот двигло крутилось некоторое время и потом останавливлось, голов то не ту видно так заложено в мозги, от нечего делать я срубал лишние элементы и смотрел пустится или нет, и пол платы так почистил, Решил провести дальше эксперимент, выпаял кварц , и подал питание , в итоге двигло ни жужу. тыкая кварцем по его кнтактным площадкам на плате иногда двигло запускалось, кварц убрал и опять стоит, но редко проскакивал такой прикол, точно так же тыкая кварцем то двигло заускалось и выходило просто на нереальные обороты причем продолжал даже работать когда и кварц убран был. так я баловался пока двиглу не пришел пипец, разлетелся он. быть может от вибрации на таких оборотах или не расчитан на такие скорости.

    вот и сейчас разобрал сдохший хард я достал из него двигло вот смотрю на него штука красивая и все думаю как его бы заюзать

    пысы: по поводу алгоритма раскрутки, в общем двигло сначала выходит на максимальные обороты и уже потом по инфе от проца держит номинатльную скорость, это очень хорошо видно на разобраных винтах, происходит пуск раскрутка и после это сбрасывает скорость и уже омаинальная частота вращения, в современных винтах если выдрать головы сброса скорости нет, значит инфа о тмо что скорость контролируется по сервометкам подверждается когда головы на месте то все норм, голову отрвал и усе,
     

Поделиться этой страницей